Стоит комод, на комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка, на шапке крест,
Кто угадает, того под арест.
В. В. Долгов
Памятник Александру III работы архитектора П. Трубецкого c 1994 года стоит напротив входа в Мраморный дворец. Сюда он переехал с Московского вокзала, откуда в своё время начиналась Транссибирская магистраль, заложенная этим императором. Заказал монумент последний русский царь Николай II и его семья, причём выбирали из нескольких скульпторов.
Композиционное решение вполне в духе традиций — Александр III сидит на коне и смотрит вдаль. Такое крупное произведение отливали по частям в разных мастерских. Отдельно был сделан и постамент из красного гранита (только вначале его высота составляла 3 метра), на котором указали регалии императора, основавшего Великий Сибирский путь. Строили памятник в течение десяти лет, с 1899 по 1909 год.
Трубецкой оказался неуёмным скульптором и перед тем, как выпустить своё детище на улицы города, создал в своей мастерской восемь маленьких моделей памятника, четыре — в реальных пропорциях и две — в масштабе самого конного всадника.
Критические отзывы появились практически сразу. Например, брат Владимир считал его карикатурным. Николай II мечтал сослать в Сибирь. Однако жене он показался чрезвычайно похожим на оригинал. Стоит заметить, что на открытие монумента автору «случайно» забыли вовремя прислать приглашение, — и он опоздал.
В отличие от других парадных изваяний это поражает своей приземлённостью и простотой: на царе мятая одежда, конь упрямо уставился вниз. Говорят, что сам скульптор отзывался о своей работе как «животное на животном». Правда, письменных свидетельств этому нет.
Молва тоже не обидела царя. Для большей части петербуржцев — это
Обормот на бегемоте. Да и прежде остроязыкий русский народ называл памятник не иначе как Толстозадый солдафон и даже Царь-жопа.
Если Вам есть, что добавить, или Вы с чем-то не согласны, обязательно напишите об этом в комментариях. Это позволит сделать статью более точной и содержательной.