Более 400 непроизводных глаголов остаются за пределами продуктивных глагольных классов. Они объединяются в непродуктивные группы.
16 непродуктивных групп глагола
(Классификация Шанского Н. М. и Тихонова А. Н.)
1 группа. Включает 160 глаголов I спряжения с основой инфинитива на -а-(-я-), который отсутствует в основе настоящего времени: искать — ищут, писать — пишут, бормотать — бормочут, клеветать — клевещут, колебать — колеблют, резать — режут, сеять — ce[j]ют, брать — берут, звать — зовут.
При образовании основы настоящего времени часто чередуются корневые согласные и гласные фонемы.
2 группа. Состоит из 35 глаголов II спряжения с основой инфинитива на -а-(-я-), который отсутствует в основе настоящего времени: ворчать — ворчат, слышать — слышат, стоять — сто[j]ят, бояться — бо[j]ятся, дышать, журчать, кричать, лежать.
3 группа. Состоит из 45 глаголов II спряжения с основой инфинитива на -е-, который отсутствует в основе настоящего времени: видеть — видят, сидеть — сидят, вертеть — вертят, гореть — горят, лететь, обидеть, свистеть, храпеть, шелестеть.
4 группа. Объединяет 60 глаголов с основой инфинитива на -ну- и основой настоящего времени на -н-: мокнуть — мокнут, мёрзнуть — мёрзнут, дрыхнуть — дрыхнут, зябнуть — зябнут, пахнуть — пахнут, воскреснуть — воскреснут.
Формы прошедшего времени образуются преимущественно без суффикса -ну-:
- мёрзнуть — мёрз + Ø
- замёрзнуть — замёрз + Ø
- примёрзнуть — примёрз + Ø
- мокнуть — мок + Ø//мокну + л
- гибнуть — гибну + л//гиб + Ø (ср.: гиб + л + а, гиб + л + о, гиб + л + и)
- везти — вёз — везут
- грызть — грыз — грызут
- ползти — полз — ползут
- течь — тёк — текут
- стричь — стриг — стригут
- волочь — волок — волокут
- лечь — лёг — лягут
- запрячь — запряг — запрягут
- брести — брёл — бредут
- мести — мёл — метут
- грести — грёб — гребут
- клясть — клял — клянут
- расти — рос — растут
9 группа. Включает 5 односложных глаголов с основой инфинитива на -и- и основой настоящего времени на -j-: бить — 6ь[j]ют, вить, лить, пить, шить. К этой группе примыкают: брить — 6pe[j]ют, гнить — гни[j]ют.
11 группа. Включает 3 глагола с основой инфинитива на -у- и с основой настоящего времени на y + j: дуть — дy[j]ют, разуть — разу[j]ют, обуть — обy[j]ют.
12 группа. Объединяет 3 глагола с основой инфинитива на -и-(-ы-) и с основой настоящего времени на -и-(-ы-) + в: жить — живут, плыть — плывут, слыть — слывут.
13 группа. Состоит из 10 глаголов с основой инфинитива на -е-, -а-(-я-) и с основой настоящего времени на -е-, -а-(-я-) + н: деть — денут, раздеть, задеть, поддеть, вздеть, воздеть, продеть, стать, завять, застрять.
14 группа. Объединяет 46 глаголов с основой инфинитива на -а-(-я-) и с основой настоящего времени на -н-, -м-, -им-: жать — жмут, жать — жнут, мять — мнут, снять — снимут, занять — займут, распять — распнут.
15 группа. Включает 5 глаголов с основой инфинитива на -оро(ть), -оло(ть) и с основой настоящего времени на -ол'-, -ор'-: колоть — колют, бороться — борются, полоть, пороть. Сюда же: молоть — мелют.
16 группа. Образуют 4 глагола с инфинитивом на -ереть, имеющие основу прошедшего времени на -ер- и основу настоящего времени на -р-: умереть — умер — умрут, тереть, запереть, простереть. При образовании основы настоящего времени корневое е//Ø.
За пределами перечисленных групп остаются одиночные глаголы, имеющие изолированные от общей системы основы и обладающие специфическими особенностями в спряжении: бежать, ошибиться, реветь, хотеть, ехать, быть, дать, создать, есть.
Распределение глаголов по продуктивным классам и непродуктивным группам осуществляется с опорой на тип соотношения двух основ глагола. Поэтому, чтобы определить, к какому классу или группе относится глагол, необходимо учитывать приметы обеих его основ.
Поделиться публикацией: