Средства выражения переходности и непереходности

Категория переходности и непереходности выражается лексико-семантически, т. е. зависит от лексического значения глагола, и синтаксически — наличием или отсутствием прямого дополнения.

 

В роли прямого дополнения может выступать:

  1. винительный падеж без предлога: послать письмо, получить журнал, прочитать книгу;
  2. родительный падеж при наличии отрицания при глаголе: не встретить сестры, не читать книг, не иметь права;
  3. родительный падеж при обозначении части объекта: принести воды, выпить сока, съесть хлеба.

Эквивалентом прямого дополнения может быть инфинитив глагола и придаточное-изъяснительное.

  • Люблю спать на чердаках.
  • Наташа увидела, что по рельсам идут паровозы.
От винительного падежа, называющего прямой объект, следует отличать винительный падеж с обстоятельственным значением (пространственным, временным) при непереходном глаголе.
  • Мы беседовали всю дорогу. (Дорогу — в В. п.)
  • Дожди шли всё лето. (Лето — в В. п.)
Некоторые учёные, кроме прямых переходных глаголов, выделяют косвенно-переходные, т. е. глаголы, управляющие разными косвенными падежами существительных (с предлогами и без них): желать победы, гордиться братом, надеяться на успех, заботиться о товарище.
 

Переходность и непереходность может быть выражена словообразовательными средствами.

 

Показателем непереходности глагола является:

  1. постфикс -ся-: мыться, смеяться, сердиться;
  2. суффиксы -е-, -нича-, -ствова-: темнеть, желтеть, светлеть, слесарничать, плотничать, безумствовать, свирепствовать.

Данные суффиксы выступают в отыменных глаголах, образованных от существительного или прилагательного.

 

Показателем переходности в отыменных глаголах является суффикс -и-: белить, синить, чернить, бледнить.

 

Большая часть переходных и непереходных глаголов не имеет особых морфологических показателей, их разграничение производится на основе значения. Например, глагол писать является переходным в значениях:

  1. «создавать, сочинять литературное/научное произведение»: писать рассказы, писать диссертацию;
  2. «создавать произведение живописи»: писать картину, писать пейзаж;
  3. «сочинять музыкальное произведение»: писать музыку, писать оперу.

Этот же глагол выступает как непереходный, когда обозначает:

1). «умение пользоваться письменной формой речи»: мальчик уже пишет, т. е. умеет писать; 2). «заниматься литературной деятельностью».

 

 


Поделиться публикацией:

Комментарии

Комментарии ()
    Чтобы оставить на сайте свой комментарий, вам необходимо авторизоваться через один из сервисов:

    ^Наверх