Категория переходности и непереходности выражается лексико-семантически, т. е. зависит от лексического значения глагола, и синтаксически — наличием или отсутствием прямого дополнения.
В роли прямого дополнения может выступать:
- винительный падеж без предлога: послать письмо, получить журнал, прочитать книгу;
- родительный падеж при наличии отрицания при глаголе: не встретить сестры, не читать книг, не иметь права;
- родительный падеж при обозначении части объекта: принести воды, выпить сока, съесть хлеба.
Эквивалентом прямого дополнения может быть инфинитив глагола и придаточное-изъяснительное.
- Люблю спать на чердаках.
- Наташа увидела, что по рельсам идут паровозы.
- Мы беседовали всю дорогу. (Дорогу — в В. п.)
- Дожди шли всё лето. (Лето — в В. п.)
Переходность и непереходность может быть выражена словообразовательными средствами.
Показателем непереходности глагола является:
- постфикс -ся-: мыться, смеяться, сердиться;
- суффиксы -е-, -нича-, -ствова-: темнеть, желтеть, светлеть, слесарничать, плотничать, безумствовать, свирепствовать.
Данные суффиксы выступают в отыменных глаголах, образованных от существительного или прилагательного.
Показателем переходности в отыменных глаголах является суффикс -и-: белить, синить, чернить, бледнить.
Большая часть переходных и непереходных глаголов не имеет особых морфологических показателей, их разграничение производится на основе значения. Например, глагол писать является переходным в значениях:
- «создавать, сочинять литературное/научное произведение»: писать рассказы, писать диссертацию;
- «создавать произведение живописи»: писать картину, писать пейзаж;
- «сочинять музыкальное произведение»: писать музыку, писать оперу.
Этот же глагол выступает как непереходный, когда обозначает:
1). «умение пользоваться письменной формой речи»: мальчик уже пишет, т. е. умеет писать; 2). «заниматься литературной деятельностью».
Поделиться публикацией: